В наше злое время каждое понятие утверждает под предлогом демократического равенства и «просветления», что рациональное мышление имеет абсолютную власть над всем, что может быть известно, а понятия «догма» и «власть» в настоящее время, по мнению многих, не только неуместны, но и крайне провокационны и даже унижают достоинства человека, которые должны быть свободными. Таким образом, говорить сегодня о догмах в качестве общей и действительно нормативной точки отсчета для всего народа Божия – особенно в строгом смысле определенного сверхъестественной власти – является, без сомнения, большим скандалом, или, по крайней мере, смелым действием, которое постоянно нуждается в новых оправданиях перед всеми.
В ответ на эту потребность и сомнения тех, кто в любом случае может иметь противоположное мнение, будет сделана попытка представить основные вещи, которые могли бы сказать по этому вопросу с точки зрения православного систематического богословия с тем, чтобы содействовать плодотворному и искреннему диалогу с любым человеком по доброй воле.
Прежде всего, можно сказать, что догмы и авторитет считаются понятиями, которые сами по себе относятся друг к другу как причины и причинности, так как власть понимается как возможность управлять чем-то, которую догма производит и направляет, в то время как догмат выражает природу органа, в котором это все происходит. Это последнее наблюдение, а именно, что догма выражает «достаточный» характер органа, в котором речь идет о содержании, и по этому не полностью отождествляется с ним, что является основным условием для успешной характеристики сущности догмата.