Апостолом Руси и вообще северных земель мы традиционно считаем Андрея, одного из двенадцати апостолов, брата Петра, родом из Вифсаиды, городка на северном берегу Галилейского озера. Его церковная память – 13 декабря по новому стилю (30 ноября по старому), а также 13 июля (30 июня по ст. ст.), в праздник Собора 12-ти апостолов.
Греческое имя апостола (еврейское неизвестно) переводится как «мужественный", «храбрый". Первоначально он был рыбак, а затем стал учеником Иоанна Крестителя. В списке двенадцати апостолов Андрей значится среди четверых наиболее близких Христу учеников; причем, его призвание одним из первых (Мф 4:18) или даже первым (ранее брата, – Ин 1:35–42), обеспечило ему имя «Первозванный» (по гречески Протоклетос). Последнее упоминание об Андрее Первозванном в Новом Завете – в рассказе о приходе в Иерусалим греков, хотевших видеть Христа (Ин 12:20–34). По древнецерковному преданию (апокрифические «Деяния Андрея» и др.), он получил в апостольский удел северные земли ("Скифию") и проповедовал христианство балканским и причерноморским народам. Вернувшись в Грецию, Андрей Первозванный был схвачен и распят в Патрах по приказанию проконсула Эгея. При этом отмечается, что брусья его креста не были перпендикулярны друг ко другу, но оказались сбиты наискось, как латинская буква X (икс). Такой крест поэтому стали называть Андреевским.
Честная глава и частицы креста ап. Андрея хранятся в Патрах, в соборе его имени. Другие части его мощей находятся в итальянском городе Амальфи, куда были перенесены из Константинополя, и в монастырях Афона. Десница ап. Андрея с 1644 г. находилась в Успенском соборе Московского Кремля; в настоящее время хранится в Богоявленском соборе в Москве.
Апостол Византии и Руси
Формирование легенды об Андрее Первозванном проходило в русле интересов большой церковной политики. Престиж древнейших центров Христианства был связан с их рангом «Апостольских церквей», т. е. Церквей, основанных самими апостолами (Рим – кафедра ап. Петра, Александрия – кафедра ап. Марка, и т. д.). Когда же портовый городок Византий, не имевший подобной истории, стал Новым Римом (Константинополем), столицей Римской империи (330 г.) и центром Восточного Христианства (позднее – Православия), спорившим за первенство с «католическим» Первым Римом, то для утверждения авторитета ему понадобилась аналогичная история. (Дело в том, что Константинопольских патриархов считали «выскочками», обязанными своим возвышением лишь имперской политике, не только в Риме, но и на Востоке, особенно в Александрии Египетской, бывшей сначала второй по чести кафедрой в христианском мире.) Поэтому возникло сказание о пребывании Андрея Первозванного в позднейшем Константинополе и посвящении им первого епископа этого города Стахия, «апостола от Семидесяти».
Источник: http://azbyka.ru/