Борис и Глеб – святые, которые первыми были канонизированы Русской Православной Церковью. Их имена открывают святцы не только хронологически, но и мистически. Великокняжеский престол после смерти их отца, князя Владимира, в 1015 году должен был перейти Борису. Но на тот момент его захватил пасынок князя Владимира - Святополк. И Борис не только не стал бороться за великокняжеский престол, а просит Святополка быть ему отцом, называет его старшим братом. А тот направляет к Борису наемных убийц. Борис, зная уже о намерениях «старшего брата», ложится на постель, давая возможность наемным убийцам пронзить его копьем. Получив не смертельную рану, он попросил убийц закончить свое дело. И после нового удара умер.
Святополк решает избавиться и от Глеба. Он обманными речами вызывает его в Киев, а Глеб, узнав о смерти Бориса и о готовящемся на него покушении, не противится, а только начинает молиться за упокой души брата. Его в это время и настигают убийцы, а затем бросают тело Глеба на берегу речки между двумя бревнами. Впоследствии на этом месте возникало временами дивное сияние и слышалось ангельское пение.
В 1078 году состоялось прославление братьев. Произошло это потому что, когда перекладывали мощи князя Бориса в новую раку, в церкви разнеслось дивное благоухание. Греческий митрополит Георгий, присутствующий при этом, поразился чуду. А к тому же князь Святослав, сын Ярослава Мудрого, получил исцеление, прикоснувшись к мощам. Позже, во времена Владимира Мономаха, в Киеве построили церковь в честь братьев-страстотерпцев. Их мощи покоились там до 1240 года. А во время татарского нашествия неизвестно где делись.
Борис и Глеб совершили подвиг, который не просто понять. Они просто не боролись за свою жизнь и не отстаивали свои права, а сами подставились под меч убийц. Такая излишняя кротость оправдана тем, что она была проявлением попытки остановить «волну злобы и насилия». Ее можно назвать повторением крестного подвига Иисуса Христа.
Память святым мученикам Борису и Глебу Церковь чтит в мае – 15 числа, и в августе – 6-го.