Миссионерский отдел
Детский крестный ход
В гостях у преподобного Саввы
Дорога за Урал
«Дорогою добра»
О миссионерском отделе
Стратегии православного миссионерства
Что такое миссионерство?
Православная церковь и молодежь
Как стать миссионером?
Миссионеры — люди другой культуры
Миссионерские церкви. Какие они?
Духовник и духовный отец
Воцерковление наших семей
Притча о милосердном самарянине
Образ пастыря и стада
В рамках юбилейных XV Международных Рождественских образовательных чтений 31 Января в Москве, в Институте Философии РАН состоялось заседание секции «Глобальные стратегии православного миссионерства». Председателем секции был епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил. Организаторами и ведущими новой секции «Глобальные стратегии православного миссионерства» выступили Аркадий Малер, глава Византистского Клуба «Катехон» и Кирилл Фролов, глава Московского отделения Союза Православных Граждан.
Заявленная в названии секции проблематика включала в себя основные проблемы, задачи и перспективы современного православного миссионерства, как частного, так и глобального характера, как в России, так и во всем мире. Основными темами, рассматриваемыми на секции, были: воцерковление современной молодежи, преобразование современной системы образования, и, прежде всего введения предмета ОПК в общеобразовательную школьную программу, воцерковление современного культурного пространства, стратегии православного миссионерства в системе СМИ и, прежде всего, в самом доступном из них – интернете, повышение социальной активности православных мирян, актуализация и развитие современного политического православия, развитие системы симфонического взаимодействия церковных и государственных институтов, перспективы геополитической интеграции Православной Цивилизации, стратегии православного миссионерства в инославном мире. В работе секции приняли участие священнослужители, богословы, философы, политики, аналитики, публицисты, журналисты, представившие, помимо Москвы, различные российские регионы, а также страны ближнего и дальнего Зарубежья.
Со вступительным словом выступил председательствующий на заседании секции епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил. Владыка кратко рассказал о Южно-Сахалинской и Курильской епархии, из 14 лет существования которой последние 6 прошли под его управлением. За это время, по его словам, вдвое увеличилось число ее храмов, появился первый православный монастырь, был создан исторический клуб «Братство Св. Александра Невского». Главной же проблемой епархии, да и всего Дальнего Востока, является, по его мнению, нехватка активных православных мирян, всегда и везде готовых активно проповедовать свою веру. Создание такого костяка православных мирян епископ назвал самой главной насущной задачей, в данный момент стоящей перед епархией. По словам владыки, самой хорошей и действенной практикой, способной изменить эту ситуацию, является практика постоянных миссионерских поездок активных православных мирян в различные епархии, которые таким образом привозят с собой так востребованный пример и опыт активного, миссионерского православия. Епископ Даниил отметил, что, по его мнению, в Москве действительно уже сформировался костяк активных православных миссионеров, некоторые из которых – например, глава Синодального молодежного отдела отец Михаил Першин и православный рок музыкант Константин Кинчев, уже успели посетить и провести очень действенную миссионерскую работу в его епархии. Кроме того, владыка Даниил подчеркнул, что очень сильным, активизирующим воздействием на мирян всегда оказывается любая открытая демонстрация своей приверженности к православию, поддержка и выступление за православие наших государственных деятелей, а особенно первых лиц государства.
Об упомянутом выше визите православного рок-музыканта Константина Кинчева в Южно-Сахалинскую и Курильскую епархию на секции был показан видео фильм.
Следующим выступающим был Валентин Лебедев, глава Союза Православных Граждан и редактор журнала «Православная беседа» – одних из первых православных миссионерских проектов в современной России. Прежде всего, В. Лебедев сказал, что одной из главных задач, которые необходимо осуществить в современной России, является достижение симфонии Церкви и общества, для осуществления которой необходим, прежде всего, выход православных мирян из собственных замкнутых сообществ и их активизация в работе с окружающим не православным, секулярным обществом. Кроме того, В. Лебедев отметил, что необходимо продолжать проводить постоянную просветительскую работу и внутри православной среды, в которой часто приживаются совершенно не православные мнения и суждения, совершенно невероятные заблуждения, тогда как очень важно добиться осознанного обращения нашего народа к содержанию православной веры.
Важнейшим проблемам современной системы образования было посвящено выступление Егора Холмогорова, православного консервативного публициста, политического обозревателя радиостанции «Маяк». Констатируя происходящий процесс распада общеобразовательной школы, Е.Холмогоров заявил о необходимости задуматься и переосмыслить должную роль и место Церкви в этой ситуации. Прежде всего, по его словам, необходимо устранить сложившуюся в нашем государстве дикую и нелепую ситуацию принципиального отделения школы от Церкви (а в свою очередь, и Церкви от школы), преподносимую в качестве неизменной нормы. Но, по мнению Е.Холмогорова, Церковь должна быть не только не отделена от школы, но максимально внедряться в систему школьного образования, и формально, и неформально, постоянно надавливая на чиновников Министерства Образования. Е.Холмогоров также отметил, что именно сейчас у нашей Церкви возникла уникальная за последнее столетие возможность заполнить пустоту, наличествующую в наших детях в результате некачественного образования, правильным православным содержанием, а значит – воспитать новое поколение русских людей, для которых православное знание будет естественным и само собой разумеющимся.
Целый ряд прозвучавших на секции выступлений был посвящен стратегиям православного миссионерства среди молодежи.
Это, прежде всего, выступление отца Сергия Рыбко, православного миссионера, настоятеля двух московских храмов, главы миссионерского центра во имя Блаженной Ксении Петербуржской для неформальной молодежи. Поделившись своим миссионерским опытом, отец Сергий обратил внимание на важнейшие для него принципы православной проповеди и миссионерства. Православная проповедь, по словам отца Сергия, должна быть агрессивной. Православным миссионерам очень важно понять, что нет какой-то особой определенной аудитории, обстановки, субкультуры, где было бы неприлично начать проповедовать Бога; проповедовать нужно везде и всегда, независимо от менее или более подходящих обстоятельств, времени, места или аудитории. Отдельно отец Сергий остановился на опыте и принципах работы с современной – прежде всего неформальной молодежью, которой, по его убеждению, не в коем случае нельзя брезговать и гнушаться, а наоборот, как можно активнее с ней работать. По его словам, в этом и состоит главное дело миссионера – найти общий, понятный для определенной аудитории язык и работать с ней до получения положительных плодов, примеров которых сам отец Сергий привел множество. Касаясь важных нюансов работы с молодежью, отец Сергий сказал, что очень неправильно определять некоторые явления современного мира греховными в принципе – скажем, тот же телевизор, компьютер или рок, поскольку эти явления плохи не сами по себе, а лишь в определенном содержательном аспекте. Главное же – научить различать хорошее содержание от плохого, или, другими словами, научить православному взгляду на все явления.
Выступление отца Михаила Першина, главы Синодального молодежного отдела, было посвящено проблеме организации нового православного молодежного проекта. По его словам, достаточно частые случаи среди представителей активной молодежи игнорирования Церкви, или даже ухода из Церкви, связаны с отсутствием интересного и активного православного молодежного проекта. Хорошим примером такого проекта является, по мнению отца Михаила, скаутское движение, принесенное в Россию еще в1909 году русскими офицерами; основные принципы этого движения были очень просты: вера в Бога, служба Отечеству, работа над собой. Эффективность скаутского движения, по словам отца Михаила, проявилась в том, что около 75% западных элит были его представителями. В ходе обсуждения скаутского движения, отец Сергий Рыбко напомнил о том, что в России еще до скаутов, примерно в 1860 году появилось молодежное казацкое движение «Соколы», тоже весьма интересное и эффективное.
Собственным невероятно важным опытом создания православной молодежной организации поделился Алексей Добычин, руководитель молодежного движения «Прорыв», отстаивающего интересы и позиции Православной Церкви и России на Украине. По мнению А. Добычина, при работе с неправославной, невоцерковленной молодежью необходимо, прежде всего, заинтересованное и искреннее общение, которое может сделать главное – подвести к Церкви; а самым действенным примером для молодежи, по его наблюдениям, оказывается пример активной православной жизни и активного православного действия — от различных благих дел, до непосредственной защиты Церкви и ее святынь, чем представители движения «прорыв» на протяжении нескольких лет и занимаются.
О необходимости активизации православного миссионерства Русской Православной Церкви за пределами нынешней Российской Федерации сказал отец Николай Доненко, представитель Украинской Православной Церкви, председатель Комиссии по канонизации Крымской епархии УПЦ, настоятель православного храма, миссионер и публицист. Отец Николай напомнил, что в современной ситуации распавшейся исторической России и разделенного русского народа, Русская Православная Церковь остается единственным фактором, собирающим вверенное ей пространство и направляющим вверенную ей паству.
Выступивший же на секции представитель Американской Православной Церкви Максимос Урбанович, миссионер, объездивший множество стран мира, заявил о необходимости и большом будущем миссионерской деятельности Русской Православной Церкви как в России, так и во всем мире.
Несколько прозвучавших на секции выступлений были посвящены рассмотрению различных проблем, препятствующих активизации Церкви в современном обществе.
По мнению выступившего Вадима Балытникова, представителя Правительства Москвы, эти проблемы носят по преимуществу внутренний характер. В своем докладе он отметил ряд, по его мнению, присущих современному церковному сознанию предубеждений и заблуждений, которые, с его точки зрения, мешают современному развитию Церкви. Например: негативное отношение к светской науке, негативное отношение к светской демократии, или, наоборот, позитивное отношение к таким, с его точки зрения, негативным историческим деятелям и явлениям, как Иван Грозный, Григорий Распутин, «Черная Сотня». Кроме того, по его мнению, у современной Церкви должен появиться механизм церковной цензуры, который должен обеспечивать прохождение через церковный контроль всей продукции, выпускаемой многочисленными церковными издательствами. Также, по мнению В. Болотникова, Русская Православная Церковь должна не корректировать и критиковать, а поддерживать положение вещей, уже сложившееся и устоявшееся в современном российском государстве.
Нужно отметить, что вполне естественным образом многие тезисы этого выступления вызвали в свой адрес весьма негативную критичную реакцию.
Выступивший на секции Владимир Хомяков, глава «Народного Собора» — обратил внимание на то, что главным препятствием на пути активизации Церкви в современном обществе является насаждаемая в нем уже на протяжении 15 лет на государственном уровне система абсолютно антидуховных, секулярных, циничных и прагматичных взглядов и ценностей. По его словам, любая позиция, высказывающая минимально примирительное отношение к насаждению этих ценностей, является бытовым сатанизмом, преступлением против Церкви, какими бы словами – «политкорректность», или «отделенность государства от церкви» эта позиция не прикрывалась бы.
Ну и конечно, ряд выступлений секции был посвящен основным принципам православного миссионерства.
Подробное выступление о принципах православной миссии сделал отец Даниил Сысоев, православный миссионер, настоятель двух московских храмов, глава православного миссионерского центра Св.апостола Фомы. Прежде всего, отец Даниил заявил, что любые разговоры о проповеди и миссионерстве должны начинаться с правильной расстановки акцентов: он подчеркнул, что проповедовать нужно не государственность, не патриотизм, не свою историю или культуру, а Бога, поскольку именно государств, или патриотизм являются подчиненными инструментами Церкви, а не наоборот. Не менее важно, по словам отца Даниила, понимать, что границы православной миссии не заканчиваются на границах России, и даже православной цивилизации, но распространяются на территорию всего земного шара, а значит, объектом православной миссии должны стать все народы земли. Отец Даниил выступил против русского православного национализма, подчеркнув, что русские как раз и были хороши тем, что сделали своим идеалом не нацию, но Богоподобие и, исходя из этого, назвали себя Святой Русью. Так же и Преподобный Сергий Радонежский, по словам отца Даниила, поддерживал Московское Княжество, руководствуясь не отдельным интересом к нему, но видя в нем надежду Вселенского Православия. Далее Отец Даниил заявил о необходимости проведения активной миссионерской работы среди различных сектантов, а также среди приезжих гастарбайтеров, поскольку все они являются не опасными врагами, которых нужно изгонять, что, конечно, не соответствует миссионерству, но нашими заблудшими братьями, которых нам предоставляется возможность воцерковить. В этой же связи, отец Даниил подчеркнул, что ни у кого нет никаких оснований и прав записывать, скажем, всех татар и чеченцев в мусульмане, разделяя, таким образом, сферу нашего влияния с исламом; тогда как мы должны работать со всеми диаспорами, открывать им истину и воцерковлять их. В конце отец Даниил кратко рассказал о некоторых осуществляемых его миссионерским центром проектах: о разработанном им Курсе подготовки православных миссионеров, о проводимых им богословских православно-мусульманских диспутах, о проекте православной штунды для приезжих гастробайтеров, а также о некоторых миссионерских проектах в Татарстане.
Далее прозвучало выступление Ильи Бражникова, главного редактора православно-аналитического портала Правая.Ру. Прежде всего, И.Бражников сделал весьма важное, особенно в свете предыдущего выступления, различение двух видов, а точнее векторов православной миссии. По его словам, необходимо отличать миссию среди инородцев и иноверцев – внешнюю миссию, основной составляющей которой действительно является чистое вероучительное воздействие; от миссии среди русских – внутренней миссии, которая должна заключаться не в рассказе о христианстве как о новой вести, но как о вере и знании наших предков, как истины, хранящейся в глубинах нашего сознания и памяти, которую нам необходимо вспомнить и хранить. Причем, именно восстановление церковности русского народа является, с его точки зрения, нашей первоочередной задачей, после решения которой можно будет говорить и о внешней миссии среди инородцев и иноверцев. По убеждению И. Бражникова, в настоящее время происходит процесс подмены русской идентичности сведением русских просто к определенному биологическому виду, в связи с чем игнорирование национального фактора в деле миссии недопустимо, поскольку может привести к весьма трагическим последствиям. Кроме того, И. Бражников затронул тему современного интернета, отметил активность и масштабность наличествующей в нем разрушительной антицерковной пропаганды и призвал к активизации и развитию православных интернет-ресурсов, необходимых для современного православного миссионерства.
Важными наблюдениями о достижениях православного миссионерства в современной России в своем выступлении поделился Роман Силантьев, исполнительный секретарь Всемирного Русского Народного Собора. Во-первых, он отметил, что статус Русской Православной Церкви в современном российском обществе несравнимо более высокий, нежели в России столетней давности: по его словам, к Церкви и ее духовенству относятся с огромным уважением и почтением, роль и статус православного епископа стал вполне сопоставимым с губернаторским, а Предстоятель Церкви занимает пятое место в государственном протоколе. Во-вторых, Р.Силантьев указал и на явные успехи в миссионерской деятельности: по приведенным им данным, за последние 15 лет произошло воцерковление до 40% российских евреев, более двух миллионов мусульман, около 1/3 буддистов, большое число католиков, которых осталось всего около 50 тысяч, и протестантов, которые как были, так и остались небольшой маргинальной группой. Кроме того, появились очень хорошие показатели воцерковления многих российских политических деятелей, в том числе губернаторов и министров, что говорит о том, что православие стало реальным политическим фактором в современной России.
В завершении секции выступил глава московского отделения Союза Православных Граждан Кирилл Фролов. Прежде всего, он отметил, что любая антимиссионерская риторика носит в принципе неправославный, а точнее криптомонофизитский характер, отказываясь работать и воцерковлять человеческое — а значит национальное, культурное, государственное – измерения бытия. Такая антимиссионерская позиция является, по его словам, современной антиапостольской ересью. Затем, К.Фролов сказал о непротиворечивости и взаимосвязи обозначенных на секции двух векторов православной миссии – внутреннего, национального и внешнего, вселенского. По его словам, Вселенская миссия православия – это и есть высшее выражение национальных интересов России, а воцерковление всего человечества –высшая миссия русского народа, поскольку феномен России как Третьего Рима, уже являющийся частью священного Предания, наделяет ее функциями оплота Вселенского Православия. Отказ же от этой взаимосвязи приводит, по его мнению, к одной из двух ложных и разрушительных позиций: либо к национал-изоляционизму, либо к космополитизму. Говоря о содержательной составляющей современного миссионерского проекта, К.Фролов обозначает ее как «модернизация на основе традиции», в противовес варианту «традиции без модернизации», приводящему к архаизации и изоляции, и варианту «модернизации без традиции», приводящему к секуляризации. Православная миссия, по мнению К.Фролова, должна быть максимально активной, разнообразной и разноликой, предполагающей всевозможные методики и практики, работающей со всеми сферами человеческого бытия – и, прежде всего, имеющими принципиальное значение сферами политики, средств массовой информации и образования. Именно к такому православному миссионерству и призывает, по его словам Социальная концепция Русской Православной Церкви.
С заключительным словом выступил глава Византистского Клуба «Катехон» Аркадий Малер. Он отметил, что одним из приоритетных задач Византистского Клуба «Катехон» всегда была миссионерская деятельность среди интеллектуальной молодежи и что, к сожалению, современные интеллектуалы приходят к Церкви вопреки, а не благодаря деятельности русского православного движения, потому что в этом движении до сих пор доминируют антимиссионерские установки. А.Малер отметил, что существует два отношения к православной вере – отношение как к объективной, мировоззренческой истине, которое, как правило, предполагает активное миссионерство, и как к субъективному, интимному переживанию, которое, как правило, наоборот саботирует активное миссионерство. Так, по его словам, миссионерское и антимиссионерское сознание очень хорошо выявляется по отношению к только что вышедшему фильму Мела Гибсона “Апокалипто”, описывающему варварскую, жестокую и уродливую жизнь индейских племен доколумбовой Америки, в которую в самом конце фильма на кораблях под белыми парусами с красными крестами являются испанские конкистадоры. К этому сюжету, отмечает А. Малер, в консервативном сообществе возникло два полярных отношения – многие воспроизводят штампы общетрадиционалистского восхищения перед любой архаической культурой, какой бы бесчеловечной и бессмысленной она не была, и автоматически ругают западнохристианских миссионеров, изменивших эти культуры. Эта позиция и выявляет как раз ту самую изоляционистскую установку, господствующую в современной православной среде. В заключении А.Малер отметил, что наступательная, активно миссионерская установка является принципиальным отличием неовизантизма и неоконсерватизма в целом: мы должны осознать, что Православие – это вселенская религия, и Православный Проект имеет не менее универсалистские претензии, чем проект американский или исламский, и что, в силу активности этих проектов, без преобладания экспансионистской установки в русском церковном движении, и России, и всему Вселенскому Православию грозит катастрофа.